Уважаемые друзья, простите нас за задержку с ответами. Мы сейчас находимся в активном поиске модераторов.

о сайте   блог   написать нам

Каталог статей



23 сентября по восточному (соответствует юлианскому) календарю, или 6 октября по григорианскому календарю начинаются дни всеобщего паломничества Джамаийа Шихади т.е. дни сбора у Шихади (Шейха Ади). Считается, что Шейх Ади покинул этот мир в земной жизни в это самое время, и множество его последователей пришли проститься с ним.
Они скорбели по нему в течение 7 дней. С тех пор ежегодно в течение семи дней долина заполнена тысячами паломников. Ежедневно совершаются ритуалы и обряды, священные таинства.



Вечером кавалы ведут проповедь, рассказывают верующим притчи и толкуют священные тексты. На священных музыкальных инструментах даф и шабаб (тамбурин и флейта) они играют мелодию и поют священный гимн.

Самые значимые ритуалы исполняются с четвертого по седьмой день праздника. Некоторые из них восходят к древнейшим местным – северомесопотамским верованиям. К таковым относится обряд жертвоприношения бычка, который исполняется в четвертый день возле купола Шех Шамса (Ангела Солнца). Из мяса жертвенного животного готовят освященную пищу и раздают паломникам.

С пятого на шестой день совершается ритуал, символизирующий прощание Шейхом Ади. В этот день собирают Баре Шбаке (носилки), на которых несли мощи святого. Носилки в разобранном виде приносят из селения Бахзан, где они хранятся в течение года. Во время сборки носилок поют священный гимн «Кавле Тахта» («Гимн о Троне»), в котором говорится о сотворении мира и Троне Бога. По завершении ритуала паломникам раздают сладости и фрукты.

На шестой день езидские священнослужители, факиры и представители нескольких племен во главе с езидским эмиром выстраиваются около носилок. В это время знатоки священных текстов поют гимны. Затем носилки омывают в водах Каниа Спи и направляются во двор храма под мелодию флейт и тамбурина. Народ восклицаниями встречает торжественное шествие. Носилки вносят в здание храма и опускают на пол в зале, где заседал совет Шейха Ади (называется зал Дивана Баре Шбаке), после чего езиды по очереди подходят для преклонения перед ними.

В последний, седьмой день устраивают праздник: паломники посещают святые места в долине Лалыш, все танцуют, поздравляют друг друга. В этот день совершается обряд пари (завеса). Священнослужители освящают в водах Каниа Спи шёлковые ткани и приносят их в центральный зал храма, под музыку тамбурина и флейты, раскуривая бхур (благовония). Все желающие покрывают голову этой тканью и делают пожертвования. После чего пари возносят на купол святого, в честь которого был совершен этот обряд, и привязывают к верхушке купола. Состоит пари, как правило, из трех кусков материи: красного, желтого и зеленого цвета. Зеленый цвет символизирует жизнь, красный – огонь, желтый – солнце, свет. Вообще же в Лалыше можно увидеть множество цветных тканей, которыми украшены колонны храма в центральном зале и могилы святых. Езиды завязывают и развязывают на них узелки, загадывая желания.

В течение всей праздничной недели Джамаийа Шихади по вечерам священнослужители исполняют танец ангелов – сама (священный танец), во время которого все присутствующие духовно очищаются.

Отрывок из альбома «Святой Лалыш – храм езидов». ( Дается с сокращениями)

Автор текста: Д.Пирбари, Л.Ивасько, С. Григорьев

Составители: С.Григорьев, Л. Ивасько, Д. Пирбари

Екатеринбург. 2008 г.

Фото из альбома «Лалыша Нурани»